Приглашаем посетить сайт

Банк Л. Р.: Роман Мэри Элизабет Брэддон «Жена доктора» в контексте динамики литературы викторианского периода

Л. Р. Банк

Роман Мэри Элизабет Брэддон «Жена доктора» в контексте динамики литературы викторианского периода

(Тезисы)

Пермский университет


МЕЖДУНАРОДНАЯ НАУЧНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
ИЗМЕНЯЮЩИЙСЯ ЯЗЫКОВОЙ МИР
ПЕРМЬ, ПЕРМСКИЙ ГОСУНИВЕРСИТЕТ, НОЯБРЬ, 2001
http://language.psu.ru/bin/view.cgi?art=0160&th=yes&lang=rus

Литературное наследие английской романистки Мэри Элизабет Брэддон (1835-1915) весьма обширно. Из восьмидесяти романов, однако, большая часть была ею написана для того, чтобы заработать деньги. Одним из результатов этого стало доминирование мотивов «сенсационного романа», пользовавшегося большой популярностью у читающей публики того времени, что послужило поводом для многочисленных нападок на Брэддон со стороны литературных критиков ее времени, а также современных английских литературоведов, обвинявших ее в недостатке художественного мастерства.

Мы полагаем, что трактовка творчества Брэддон как «сенсационной романистки» справедлива лишь в отношении некоторых ее романов («Победа Элинор» (1862), «Генри Дунбар» (1864), «Секрет леди Одли» (1862)) и ряда других, созданных с «прицелом» на коммерческий успех. Иная грань творчества Брэддон открывается в произведениях «Жена доктора», «Наследство Джона Марчмонта» (1863), написанных скорее в жанре социально-психологического романа, но вместе с тем не лишенных элементов романа «сенсационного».

Расцвет творчества Брэддон приходится на начало 1860-х годов, - период в литературе Англии, который ассоциируется с именами Энтони Троллопа, Джордж Элиот, Чарльза Диккенса, Уильяма Мейкпис Теккерея. Вновь возрастает интерес к творчеству Джейн Остен, писательницы конца XVIII — начала XIX века, чье творчество, неоцененное в полной мере ее современниками, оказывается созвучным литературным веяниям времени.

Интерес к жизни среднего, рядового человека, осмысление происходящих в обществе процессов через призму его повседневного существования определили возникновение и развитие новой жанровой модификации романа -социального. На смену существующей концепции героя как предмета поклонения (по Карлайлю) приходит иная, базирующаяся на понимании героя как личности, несущей ответственность за нравственный, моральный выбор в сложном изменяющемся мире. Творчество Брэддон органично вписывается в общую литературную картину данного периода, неся на себе отпечаток английской литературной традиции.

Роман «Жена доктора» (1864), например, является своеобразным литературным манифестом писательницы. Одним из основополагающих в творчестве Брэддон является принцип правдивости изображения, понимаемый, однако, в свете субъективного восприятия мира автором, ибо, по ее собственным словам, она писала лишь о том, что сама полагала правдивым. В идейном замысле романа, представляющего собой своеобразную полемику писателя-автора с так называемым «сенсационным реализмом», и находит свое выражение авторская концепция творчества.

«сенсационного романа» было обращение к сюжетам иных литературных произведений. Следуя канонам жанра, Брэддон «заимствует» сюжет романа из творчества Флобера, так что событийная канва романа близка сюжету романа «Мадам Бовари». Однако в романе «Жена доктора» отсутствуют типичные для сюжетостроения сенсационного романа элементы: тайна, преступление, заключение героя в тюрьму, побег влюбленных, самоубийство и т. п. Повествование, лишенное резких поворотов сюжета, в наибольшей степени отвечает идейному замыслу произведения, заключающемуся в полемике с авторами сенсационных романов и вульгарного романтизирования.

имеющего право на существование в литературе и не имеющего такового.

Повествовательной манере романистки свойственна ирония, являющаяся одним из способов выражения критической позиции автора, средством полемики с ложными, по мнению Брэддон, эстетическими принципами.

При поддержке Института "Открытое общество" (ФОНД СОРОСА). Россия