Приглашаем посетить сайт

Ваксмахер М. Н.: Верхарн, Эмиль. Краткая литературная энциклопедия.

Верхарн, Эмиль.

Краткая литературная энциклопедия.

́РН (Verhaeren), Эмиль (21. V. 1855, Сент-Аман, близ Антверпена, — 27. XI. 1916, Руан) — бельг. поэт, драматург и критик. Писал на франц. яз. Род. во Фландрии. Окончил юридич. ф-т в г. Лувене, был адвокатом. В нач. 80-х гг. сблизился в Брюсселе с деятелями «Молодой Бельгии» и вскоре стал литератором, сотрудником газет и журналов, выступая гл. обр. как критик. В 1883 вышла первая кн. стихов В. «Фламандки» («Les flamandes»), принесшая поэту известность. Сб. посвящен сел. Фландрии; меньше всего заботясь о лит. красивости, поэт с живописной конкретностью рисовал родные пейзажи, жанровые сцены, картины труда и быта крестьян, колоритных деревенских праздников. Радость восприятия мира роднит первые стихи В. с творчеством великих флам. художников, прежде всего П. П. Рубенса. Однако в жизнеутверждающее звучание сб. вплетается мотив затаенной тревоги зоркого художника-гуманиста, видевшего уродство человеч. отношений и в патриархальном мире полей и мельниц. В следующем сб. В. «Монахи» («Les moines», 1886) создана вереница стилизованных образов ср. -век. монахов. Поэт враждебно относится к религ. фанатизму церковников и вместе с тем противопоставляет нравств. стойкость монахов падению нравов в совр. бурж. обществе.

—90 относится период духовного кризиса, обнаружившегося в творчестве В. В сборниках «Вечера» («Les soirs», 1887), «Крушения» («Les débâcles», 1888), «Черные факелы» («Les flambeaux noirs», 1890) поэт предстает как человек на грани отчаяния, воспринимающий жизнь в черном свете всеобщей гибели. В этот период его стихи в наибольшей мере сближались с декадентской поэзией. Трагизм в поэзии В. окрашен в социальные тона, горечью насыщены пейзажи Фландрии (стих. «Человечество»); возникает столь характерная в дальнейшем для В. тема города, сосущего кровь из деревень и из собств. жителей (стих. «Лондон», «Улица» и др.), города как символа зла. Лишь позднее В. более конкретно раскроет это понятие как символ капиталистич. цивилизации. Стих. «Мятеж» (сб. «Черные факелы») свидетельствует о том, что, стремясь найти выход из своего отчаяния, В. не бежал от действительности, а бунтовал против нее; однако этот бунт был анархичен, лишен конкретной цели.

Сб. «Поля в бреду» («Les campagnes hallucinées», 1893) открывает новый этап в поэзии В. Он обратился к изображению социальных процессов, переживаемых в то время Бельгией. В стране усиливалось стачечное движение; росла политич. сознательность рабочего класса, всеобщая забастовка 1893 завершилась частичной победой рабочих. Именно в эти годы В. сблизился с социалистич. движением, участвовал в просветит. работе, к-рую вела среди рабочих Бельг. рабочая партия. Социалистич. идеи вдохновили поэта на создание стихов, проникнутых ненавистью к капиталу. В. стремился осмыслить процесс поглощения капиталистич. городом патриархальной деревни. В кн. «Поля в бреду» возник образ «современного Вавилона» — города-спрута, протянувшего тысячи щупалец к деревням. Все это выступало в обобщенной, аллегорич. форме. В сб. «Города-спруты» («Les villes tentaculaires», 1895) образ хищного и алчного города дан более конкретно. У В. усилилась ораторская интонация; поэт-трибун бросал обвинения всей бурж. цивилизации, ее деловой практике, ее иск-ву, церкви («Душа города», «Порт», «Зрелища», «Биржа», «Соборы» и др.). Город представлялся В. как средоточие вопиющих социальных контрастов; за внешней монументальностью и тяжкой роскошью гор. пейзажа (великолепие соборов, статуй, витрин и т. п.) поэт обнаруживал страдания масс и духовную нищету «верхов». В. воспел нар. восстание; революц. гнев изображен им теперь как созидат. сила («Восстание»). Сходные темы привлекали В. и в книге «Призрачные деревни» («Les villages illusoires», 1895).

«Зори» («Les aubes», 1898, рус. пер. 1907) — наиболее яркое произв. В. -драматурга. Это своеобразная социальная утопия, выражающая мечту поэта о братстве трудящихся всех стран, о социальной революции. Утопичность «Зорь» проявляется в абстрактности и символичности ее худож. решения; свой революц. идеал В. воплотил в условно-аллегорич. форме; массы выступают как безликая толпа, повинующаяся инстинкту, поэтому историч. процесс рассматривается как столкновение выдающихся личностей. Однако революционный пафос пьесы захватывает зрителя, несмотря на наивность ее историко-философской концепции. Пьеса «Зори», неоднократно ставившаяся на сов. сцене, получила высокую оценку В. В. Маяковского.

«Лики жизни» («Les visages de la vie», 1899), «Буйные силы» («Les forces tumultueuses», 1902), «Многообразное сиянье» («La multiple splendeur», 1906), «Державные ритмы» («Les rythmes souverains», 1910) В. стремился воплотить в чеканную форму стиха все многообразие человеч. созидат. деятельности — в прошлом и в современности. Он по-прежнему видит противоречия классового общества; но теперь он говорит о них с верой в силы человека, в поступат. движение истории. В. воспевает творчество, любовь, дерзание, революц. порыв. Героич. образу нар. вождя («Трибун») противопоставлены фигуры банкира и тирана (одноименные стихотворения). В. славит красоту жизни («Утро», «Часы творчества», «Вперед»), гармонич. развитие человека («Хвала человеческому телу», «Мыслители», «Жизнь» и др.). В этих книгах революц. пролетариат показан как класс, осознавший себя преобразователем мира и общества. Тем не менее мотив утопич. мечты о всеобщем братстве звучит у поэта сильнее, чем призывы к реальной борьбе.

жизн. явлений. Радость жизни, выраженная в сб. «Буйные силы», — это уже не чувственная радость «Фламандок», это одухотворенная радость, не закрывающая глаза на страдания людей и преодолевающая их. В то же время книги «Вся Фландрия» («Toute la Flandre», 1904—11), «Вечерние часы» («Les heures du soir», 1911), «Волнующиеся нивы» («Les blés mouvants», 1912) лишены мятежности предыдущих сборников.

Во время 1-й мировой войны, потрясенный трагедией своей родины, В. писал патриотич. стихи (сб. «Алые крылья войны» — «Les ailes rouges de la guerre», 1916). Националистич. нотки в этих стихах показывают, что поэт не понял империалистич. сущности войны, и это в значительной степени связано с оппортунизмом Бельг. рабочей партии, как и с. -д. партий др. зап. -европ. стран.

— автор критич. работ о великих флам. мастерах (о Рембрандте, 1904, Рубенсе, 1910), о У. Шекспире, Ж. Расине, В. Гюго, о франц. и бельг. символистах. С большим мастерством рисовал В. творч. портреты великих писателей и художников; они нередко предстают в его этюдах как одинокие фигуры, трагически непо́нятые временем и средой. В России многочисл. сб-ки стихов В. начали выходить с 1906 («Стихи о современности»). Над переводами стихов В. трудились А. А. Блок, В. Я. Брюсов, М. А. Волошин, Г. А. Шенгели и др. рус. поэты.

—11, P., 1912—33; Poèmes choisis, Brux., 1936; Rembrandt. Biographie critique, Brux., 1904; Impressions, séries 1—3, P., 1926—28 (собр. лит. -критич. работ В.); в рус. пер. — Полн. собр. поэм, тт. 2, 3, 5, 6, М., 1922—23; Лирика и поэмы, М., 1935 (см. ст. И. Анисимова — Лирика В.); Драмы и проза, М., 1936; Избранное, М., 1955 (см. ст. Н. Рыковой — Творчество Эмиля В.).

—28, 765; Цвейг С., Воспоминания об Эмиле В., в кн. Избр. произв., пер. с нем., т. 2, М., 1956; Centenaire de V., Brux., 1955; Christophe L., Emile Verhaeren, P., 1955; Hellens F., Emile Verhaeren, P., 1955; Culot J. -M., Bibliographie de E. V., Brux., 1954.