Приглашаем посетить сайт

Ваксмахер М. Н.: Метерлинк, Морис. Краткая литературная энциклопедия

Метерлинк, Морис.

Краткая литературная энциклопедия

́ТЕРЛИ́НК (Maeterlinck), Морис (29. VIII. 1862, Гент, — 5. V. 1949, Ницца) — бельг. драматург, поэт.

«La Jeune Belgique» («Молодая Бельгия») и «La Wallonie» («Валлония»). В студенч. годы испытал влияние франц. драматурга и новеллиста Ф. О. М. Вилье де Лиль-Адана. Сторонник теории «чистого искусства», эссеист, склонный к метафизическим раздумьям, поэт-символист, молодой М. живо интересовался новейшими естеств. -науч. открытиями. Идеалистич. концепции М., его символист. поэтика были реакцией протеста против бурж. позитивизма, против мещанской бескрылости натуралистич. иск-ва. В 1889 вышел сб. стихов М. «Теплицы» («Serres chaudes»). Как тепличное растение, душа лирич. героя «бледна от бессилия, от белого бездействия»; поэт тяготится неподвижностью и духотой. В 1896 вышел второй и последний поэтический сб. М. «12 песен» («Douze chansons»), доп. в 1900 тремя стихотворениями («15 песен» — «Quinze chansons»).

В 1889 М. опубл. пьесу-сказку «Принцесса Мален» («La princesse Maleine»), сюжет к-рой заимствован у бр. Я. и В. Гримм. В пьесе царит атмосфера кошмара; злодейка-королева губит всех — короля, принца, принцессу; человек предстает как покорная жертва рока. Сходные мотивы звучат и в последующих пьесах М. этого периода. В одноактных пьесах «Непрошеная» («L’intruse») и «Слепые» («Les aveugles», обе 1890) человек становится жертвой таинств. сил (Смерть, Одиночество); и человек, и эти силы выступают в «чистом виде», обезличенно, абстрактно, как голые символы. Драма «Пелеас и Мелисанда» («Péléas et Mélisande», 1892) сделала имя М. широко известным за пределами Бельгии и Франции. Она послужила основой для создания муз. произв. (К. Дебюсси, А. Шёнберг, Я. Сибелиус и др.). Рассказ о трагич. любви героини к брату мужа утверждает красоту глубокого чувства — и обреченность его. Близка этой пьесе драма «Алладина и Паломид» («Alladine et Palomides», 1894); лейтмотивом пьесы «Там, внутри» («Intérieur», 1894) является мысль о том, что горе всегда где-то рядом. В «Смерти Тентажиля» («La mort de Tintagiles», 1894) намечена тема бунта против жестокой судьбы. Мальчик Тентажиль погибает за железной дверью от рук злодейки-королевы; мольбы его сестры Игрены сменяются взрывом ее гнева: она проклинает смерть; этот бунт прекрасен, но, по М., бессмыслен (в этом плане М. — один из предшественников литературы экзистенциализма).

«Трагизм повседневной жизни» («Le tragique quotidien»), вошедшей в его кн. эссе «Сокровище смиренных» («Le trésor des humbles», 1896). Гл. задачей театра М. считал воспроизведение мгновений, когда человек общается с таинств. сферами духа; поскольку слово материально, общение наиболее полно происходит в молчании. Выдвигая принцип «второго диалога», М. исходил из символист. предпосылок, однако объективно в своей драматургич. практике он порой приходил к реалистич. результатам, близким, в частности, нек-рым сторонам поэтики А. П. Чехова. В целом же книга «Сокровище смиренных» — развернутый манифест символизма, написанный последоват. идеалистом; материальный мир для М. — лишь отблеск некоего духовного мира; совр. эпоха, по М., характерна тем, что расширяется «область души».

«Аглавена и Селизетта» («Aglavaine et Sélysette») и «Ариана и Синяя Борода» («Ariane et Barbe-Bleu»). Герои этих драм — уже не только жертвы. Селизетта активна в своем самоотречении, во имя счастья любимого человека она идет на подвиг. Не смиряется с запретами Ариана — и побеждает судьбу. В поэтике ранних пьес М. преобладала недосказанность; подтекст и «молчание» были весомее реплик персонажей. Теперь в драматургию М. — на равных правах с символист. приемами — начинают проникать реалистич. краски.

«Мудрость и судьба» («La sagesse et la destinée»), открывающую собой цикл философ. эссе, посвященных проблемам познания и этики. При всем пессимизме этого идеалистич. произв. оно призывает человека мужественно выполнять каждодневный долг. Работа 1902 «Сокровенный храм» («Le temple enseveli») более мажорна. М. утверждает необходимость быть активным в познании мира, в социальной практике. К этому времени писатель сблизился с социалистич. кругами, чем отчасти и объясняется эволюция его творчества.

Драма «Сестра Беатриса» («La sœur Béatrice», 1900) направлена против аскетизма, воспевает полнокровную земную жизнь. В пьесе «Монна Ванна» («Monna Vanna», 1902) М. впервые пользуется не сказочным, а историч. сюжетом; герои драмы — живые люди с яркими характерами — сталкиваются с реальными обществ. отношениями Италии конца 15 в.; пьеса утверждает право человека на любовь, утверждает патриотизм. Те же идеи, но в форме легенды, пронизывают пьесу «Жуазель» («Joyselle», 1903). В остро сатирич. пьесе, написанной в манере бытовой драмы, — «Чудо св. Антония» («Le miracle de Saint-Antoine», 1903) — алчные буржуа-наследники препровождают в полицию святого Антония, воскресившего их богатую родственницу. В статьях этого периода М. последовательно выступает против фатализма в жизни и иск-ве, за обществ. активность.

— драму «Синяя птица» («L’oiseau bleu»). Право первой постановки он передал К. С. Станиславскому; 30 сент. 1908 пьеса была пост. на сцене МХТ и с тех пор входит в репертуар театра. Смешной и грустный, лиричный и мудрый рассказ о приключениях брата и сестры, ищущих Синюю птицу, символ счастья, исполнен веры в доброту и силу человека, в его победу над непознанными еще — но познаваемыми — силами и законами природы, над голодом, нищетой, войной. Именно в год постановки «Синей птицы» М. Горький назвал Метерлинка, наряду с У. Уитменом, Э. Верхарном, А. Франсом, в числе писателей, к-рые, «... начав с индивидуализма и квиетизма, дружно приходят к социализму, к проповеди активности...» (Собр. соч., т. 24, 1953, с. 48). «Синюю птицу» высоко оценил А. А. Блок (см. Собр. соч., том 12, Л., 1936, с. 249).

В 1911 М. была присуждена Нобелевская премия. В годы 1-й мировой войны (1914—18) он в своей публицистике обличает герм. милитаризм. В 1918 в пьесе-феерии «Обручение» («Les fiançailles») М. продолжил рассказ об одном из героев «Синей птицы» (16-летний Тильтиль в поисках невесты отправляется в Страну Предков и в Страну Неродившихся Детей). После «Обручения» М. написал ряд менее значительных пьес («Бургомистр Стильмонда» — «Le bourgmestre de Stilmonde», 1919, «Беда проходит» — «Le malheur passe», 1925, «Жанна д’Арк» — «Jeanne d’Arc», 1945, и др.). Трагедия, пережитая Бельгией в 1914, кризис бельг. социал-демократии определили отход М. от обществ. проблематики и частичный возврат к мистицизму. Это сказалось на философ. эссе и трактатах М. — «Жизнь пространства» («La vie de l’espace», 1928), «Перед лицом бога» («Devant Dieu», 1937), «Другой мир, или Звездные часы» («L’autre monde ou le Cadran stellaire», 1942) и др.

Большинство пьес М., написанных им до 1918, шло на рус. сцене. 2 окт. 1904 МХТ поставил 3 одноактные пьесы — «Непрошеная», «Слепые» и «Там, внутри». В 1905 В. Мейерхольд поставил «Смерть Тентажиля» в студии МХТ, а в театре В. Ф. Комиссаржевской — «Сестру Беатрису» (1906) и «Пелеаса и Мелисанду» (1907). Наибольшим успехом у русского зрителя пользовалась «Монна Ванна»; в 1902—04 главную роль в ней исполняла Комиссаржевская. Русские театры ставили также пьесы «Ариана и Синяя Борода», «Чудо св. Антония» и др.; в начале 1911 Л. А. Сулержицкий и Е. Б. Вахтангов поставили в Париже (в театре Режан) «Синюю птицу».

— «Жизнь пчел» («La vie des abeilles», 1901), «Разум цветов» («L’intelligence des fleurs», 1907), «Жизнь термитов» («La vie des termites», 1926), «Жизнь муравьев» («La vie des fourmis», 1930). Тонкие наблюдения над жизнью насекомых и растений окрашены у М. антропоморфизмом и неотделимы от размышлений о человеч. обществе. Эти книги продиктованы доброй волей писателя, стремящегося преподать людям «урок морали» — урок альтруизма и упорства.

«Голубые пузыри (счастливые воспоминания)» — «Bulles bleues (souvenirs heureux)». Пьесы М., особенно периода 1896—1918, прочно вошли в репертуар мирового театра благодаря их гуманистич. звучанию и вере в победу человека над темными силами.

éâtre, v. 1—3, P., 1918; Théâtre inédit, P., 1959; в рус. пер. — Пьесы, [вступ. ст. Е. Г. Эткинда], М., 1958.

—1910; Филиппов М., Морис Мэтерлинк, «Науч. обозрение», 1902, № 11—12 (см. также: Филиппов М., Этюды прошлого, М., 1963); Зеринг Л., Метерлинк как философ и поэт, М., 1908; Кранихфельд В. П., От Белого Павлина к Синей птице, «Совр. мир», 1908, № 12; Фриче В. М., Метерлинк на рубеже двух миров. Сб. статей «Синяя птица», М., 1908; Шлаф И., М. Метерлинк, М., 1910; Гейне А., М. Метерлинк, СПБ, 1912; Луначарский А. В., О театре и драматургии, т. 1—2, М., 1958; Эткинд Е. Г., М. Метерлинк, «Ин. лит-ра», 1962, № 8; его же, Синяя птица летит к людям, «Лит. газета», 1962, 30 авг.; Harry G., La vie et l’œuvre de M. Maeterlinck, P., [1932]; Gerardino A., Le théâtre de Maeterlinck, P., 1934; Lecat M., Le Maeterlinckianisme, [t.] 1—2, Brux., 1937—41; De Trooz Ch., M. Maeterlinck, в кн.: Histoire illustrée des lettres françaises de Belgique, Brux., [1958], p. 443—60; Bodart R., M. Maeterlinck, P., 1962.

М. Н. Ваксмахер.