Приглашаем посетить сайт

Литература и искусство в 1789 - 1871 гг. Энциклопедия.
10. Соединенные Штаты Америки

10. Соединенные Штаты Америки

Американский романтизм

Романтическая литература Соединенных Штатов возникла преимущественно на почве разочарования в результатах американской революции и в буржуазном прогрессе. В то же время американские романтики широко использовали опыт европейского романтизма. Наиболее тесно был связан с традициями европейской литературы Вашингтон Ирвинг (1783—1859). Самые популярные его произведения «Книга эскизов» и «Брейсбридж-холл, или юмористы» представляют собой сборники новелл, очерков, зарисовок. Ирвинг возрождает легенды европейского средневековья, обращается к американской патриархальной старине; привлекают писателя и индейские сказания и экзотика Востока. Ирония составляет неотъемлемую особенность его литературной манеры.

—1849). Человек, враждебный респектабельному буржуазному существованию, личность эксцентричная и оригинальная, По был далек от передовых общественных сил и пришел к глубокому пессимизму, граничащему с отчаянием. Его «Страшные рассказы» изображают загадочные происшествия, ужасы и невероятные события. Героем его произведений обычно является человек, обладающий сильным интеллектом, способный раскрыть тайны, непонятные рядовым людям. Эдгар По стремится возвеличить исключительную личность, которая в его глазах принадлежит к духовной аристократии.

—1882) была поэма «Песнь о Гайавате» (1855 г.), поэтическая обработка индейских сказаний. Эпический народный фон поднимает ее на большую художественную высоту. «Песнь о Гайавате» вошла в число наиболее известных произведений мировой литературы.

Сильное и глубокое выражение американский романтизм нашел в творчестве Германа Мельвилля (1819—1891), в молодости плававшего матросом на корабле в Океанию, а в дальнейшем влачившего в безвестности трудную жизнь и оцененного по достоинству лишь в XX в. В своей книге «Тайпи» Мельвилль противопоставляет простую и близкую к природе, полную человеческого достоинства жизнь полинезийцев жизни буржуазного общества; еще более резкая, уничтожающая критика капиталистического строя, несущего людям зло и гибель, содержится в лучшем произведении Мельвилля— романе «Моби Дик, или Белый кит» (1851 г.), причудливой и яркой истории капитана Ахаба, смело вступившего в борьбу с мировым злом и павшего в этой неравной борьбе. Безжалостный реализм постепенно переходит в этой книге в мрачную символику, полную глубокого пессимизма и вместе с тем воспевающую мятежный героизм.

Фенимор Купер (1789—1851) был близок в некоторых отношениях к романтикам, но лучшие его произведения заключают в себе отчетливую реалистическую тенденцию. Купер опирался на опыт Вальтера Скотта, что не мешало ему быть вполне оригинальным художником. Самым ценным его литературным наследием являются пять романов, объединенные общим героем — охотником и следопытом Натаниэлем Бумпо: «Пионеры» (1823 г.), «Последний из могикан» (1826 г.), «Прерия» (1827 г.), «Следопыт» (1840 г.), «Зверобой» (1841 г.). Действие романов происходит в XVIII в., в годы войны между Англией и Францией, развернувшейся на территории Америки. Трагичная судьба Натаниэля Бумпо переплетается с изображением гибели индейских ллемен. Симпатия к патриархальным добродетелям индейцев сочетается у Купера, как и у Вальтера Скотта, с ясным пониманием трагической обреченности первобытнообщинного строя. В романах Фенимора Купера большое место занимают поэтические картины девственной природы Америки.

Аболиционистское движение в Соединенных Штатах Америки выдвинуло не только ораторов и публицистов, но и писателей, творчество которых проникнуто идеей борьбы против рабства. Среди них — поэт Джон Гринлиф Уитьер (1807—1892) и тот же Генри Лонгфелло, написавший «Песнь о рабстве» (1842 г.). Самым значительным произведением этой эпохи явился роман «Хижина дяди Тома» (1851—1852 гг.) Гарриет Бичер-Стоу (1811—1896). Воспитанная в ортодоксальном пуританском духе, глубоко религиозная женщина, Бичер-Стоу хотела противопоставить жестокости рабовладельцев христианскую мораль смирения. В действительности ее роман не укладывается в рамки этой морали. Писательница показала в нем целую галерею бунтарей, не желающих примириться с рабством. Глубоко гуманная идея романа, увлекательная фабула сделали «Хижину дяди Тома» одной из самых популярных книг мировой литературы.

—1892) отражает демократический подъем, связанный с победоносной войной Севера против Юга. В своей книге «Листья травы» (1855 г.), написанной свободным стихом, Уитмен называет себя пророком демократии. В его поэзии звучали настроения американских трудящихся, веривших в то, что уничтожение рабства и полное развитие демократии приведут к счастью всего человечества. Эти иллюзии облечены у него в форму своеобразной социалистической утопии. Герой Уитмена — полный сил и бодрости простой человек Америки, который любит труд и верит в светлое будущее. Уитмен славит природу своей страны и одновременно новую красоту — красоту техники. Он воспевает железные дороги, фабрики и машины. Выспренности старой литературы он стремится противопоставить поэзию, лишенную всяких украшений, близкую к реальной жизни, к языку газеты, публицистики, прозы.

«Демократические дали» (1870 г.) он говорит о духовной нищете капитализма, испорченности состоятельного класса, жажде наживы и стяжательстве. Выход из этих противоречий Уитмен видит в создании духовных ценностей и прежде всего в поэзии, которой он по-прежнему приписывает великую преобразующую роль. Отвлеченность мировоззрения Уитмена сказалась в несколько риторическом характере его произведений.

 

Прогрессивные демократические стремления эпохи Франклина и Джефферсона нашли отражение в высоком подъеме портретной живописи в конце XVIII и начале XIX в. — в работах Гилберта Стюарта и Чарлза Уилсона Пиля, Джозефа Райта и Мэзега Брауна, Джона Трамбалла и Томаса Салли. Раньше, чем то случилось в искусстве Европы, появились в Соединенных Штатах картины на темы современной истории. «Битва при Бэнкерс Килле» или «Подписание Декларации независимости» Трамбалла утверждали идеи национальной независимости и национального достоинства молодой республики. Связь с английской художественной традицией не-помешала американскому искусству тех лет найти свое собственное, не копирующее европейские образцы, своеобразие.

Но этот расцвет американской живописи сменился с 20-х годов XIX в. долгим периодом измельчания и упадка, обязанного своим возникновением дурным влияниям бурно растущей, хищной, своекорыстной и самодовольной буржуазии. Лишь спустя несколько десятилетий под воздействием прогрессивных демократических сил в американском искусстве снова возникли живые и действенные тенденции, нашедшие свое выражение раньше всего в бытовом жанре и реалистическом изображении природы (У. Маунт, Дж. К. Бингем, Дж. Одюбон) и подготовившие расцвет американского искусства после гражданской войны 60-х годов.