Приглашаем посетить сайт

Литература и искусство в 1789 - 1871 гг. Энциклопедия.
8. Польша, Чехия, Венгрия и Балканские страны

8. Польша, Чехия, Венгрия и Балканские страны

Польская литература. Мицкевич

В 30—40-х годах XIX в. в литературе и искусстве Польши основным художественным направлением стал романтизм, выросший на почве национально-освободительного движения и в борьбе с шляхетским «классицизмом» начала века. Виднейшие революционные романтики отражали в своих произведениях настроения широких народных масс и их борьбу против социального и национального гнета. Во второй половине XIX в. в литературе и искусстве Польши получают развитие реалистические тенденции.

Вождем романтиков по праву считается великий польский поэт Адам Мицкевич (1798—1855), воспевший в своих сонетах, эпических поэмах «Гражина» и «Конрад Валленрод», в драме «Деды» («Дзяды») борьбу польского народа за свою свободу идеи солидарности народов.

Адам Мицкевич. Даггеротип.

Адам Мицкевич. Даггеротип.

Для творческого метода Мицкевича, как и для многих польских романтиков этого времени (Ю. Словацкого, С. Чощиньского и др.), характерно совмещение романтических и реалистических тенденций часто в рамках одного и того же произведения, как, например, в «Дзядах», «Пане Тадеуше».

Зарождение реалистического направления в Польше связано в первую очередь с именами Юзефа Коженевского (1797—1863) и Юзефа Игнация Крашевского (1812—1887). Наиболее значительным произведением Коженевского является повесть «Колокация» (1847 г.), в которой обличается хищническая мораль буржуазно-шляхетского общества. Большую известность приобрели его драма «Карпатские горцы», показывающая угнетение крестьян австрийскими властями, и комедия «Евреи» (1843 г.). Творчество Крашевского, писателя, публициста, литературного критика, — важное звено в становлении польского реализма. Его лучшая повесть «История колышка в заборе» (1860 г.) показывает, как несправедливый социальный строй губит людей, калечит их души, убивает, все человеческие чувства. Событиям 60-х годов посвящены романы Крашевского «Шпион» (1864 г.) и «Красная пара» (1865 г.).

Из польских поэтов 40—50-х годов выделяется Людвик Кондратов (1822—1862), явившийся продолжателем демократических традиции в польской поэзии. Большинство своих произведений (лучшие из них — «Кукла», «Иллюминация», «Кусок хлеба») Кондратович посвятил польскому крестьянству. Многие стихотворения переложены на музыку и стали популярными народными песнями не только в Польше, но и в России, например песня «Когда я на почте служил ямщиком».

Изобразительные искусства и архитектура Польши

—1832) и в жанровой живописи А. Орловским (1777—1832).

В «Портрете брата» (1815 г.) и других портретах Бродовский с большой одухотворенностью и романтическим порывом стремился раскрыть внутренний мир человека. Орловский в картинах «У костра», «Всадники», а также в жанровых сценах «В корчме», «Возвращение из леса» остро схватывал типы и характеры простых людей из народа, освещая их романтическим восприятием правды жизни. 40—60-е годы явились временем крутого подъема польской живописи. В 1860 г. было основано Общество поощрения изящных искусств в Варшаве, оказывавшее помощь художникам и устраивавшее художественные выставки. Многие польские живописцы, например Генрик Родаковский (1823—1894), получают европейскую известность. Портреты Родаковского («Генерал Г. Дембиньский», 1852 г.), а также его исторические и бытовые картины — крупный вклад в развитие польской живописи. Живые сценки из окружающей жизни и особенно крестьянские портреты прославили их автора Петра Михайловского (1800—1855) своей оригинальностью, яркостью и живописной свободой.

Один из лучших художников крестьянской темы в Польше — Александр Котсис (1836—1877) положил в основу своего творчества повседневную жизнь народа. Котсис создавал произведения, отличающиеся правдивостью, поэтичностью и художественной убедительностью. Лучшие из них — «Последнее добро» (1870 г.), «Крестьянский дворик» (1873 г.).

Художником, в творчестве которого нашло прямое отражение восстание 1863 г., был Артур Гротгер (1837—1867). Его графические серии «Варшава», «Польша», «Литва», «Сибиряки» посвящены различным этапам национально-освободительного движения. Тонкое понимание внутреннего мира человеку отразилось в целом ряде написанных им портретов. В архитектуре Польши в начале века крепнут черты зрелого ампира, приобретающие все большую монументальность и строгую простоту. Это проявилось в комплексе зданий Польского банка, а также в строительстве Бельведерского дворца и Большого театра в Варшаве. Для архитектуры 40—60-х годов характерно разрушение стилевого единства. Все шире внедряется эклектизм, типичный для эпохи капитализма. Особой популярностью пользуется «неоренессанс», представителем которого являлся архитектор Генрих Маркони (1792—1863), построивший здание Земского кредитного общества и «Европейскую» гостиницу в Варшаве.

 

Польская музыка. Шопен

— Фредерика Шопена (1810—1849). В юные годы Шопен впитал все богатство польской народной музыки, и оно стало источником своеобразия его творчества. Оказавшись на положении эмигранта в связи с польским восстанием 1831 г,, композитор ни на мгновение не прерывал крепкой духовной связи с родиной, историческую трагедию которой он тяжело переживал.

Фредерик Шопен. Гравюра Рейера.

Фредерик Шопен. Гравюра Рейера.

Шопен писал почти исключительно фортепианную музыку, значительно раздвинув круг ее образов и жанров. В его произведениях отражены и живые сценки народной жизни (мазурки), и картины истории Польши (полонезы), и фантастика народных преданий (баллады). У Шопена имеются страницы лирических высказываний (прелюдии, ноктюрны) и наряду с этим широко развернутые произведения драматического плана (сонаты, фантазии).

Неослабевающая сила музыки Шопена — прежде всего в красоте и разнообразии ее мелодики. Композитор значительно обогатил и все другие элементы музыкального языка, придав образность, выразительность самой манере фортепианного изложения (фактуре), что особенно заметно в его этюдах.

Польша выдвинула талантливого оперного композитора Станислава Монюшко (1819—1872), особенно прославившегося своей оперой «Галька». Гуманистическая, антикрепостническая направленность сюжета (гибель крестьянской девушки, соблазненной барином), задушевность и непосредственность музыки сделали эту оперу широко популярной.

 

«будителей» — деятелей национальной культуры, посвятивших себя пробуждению национального сознания чешского народа, представляло классическую форму чешского Возрождения. Крупнейшими представителями его были поэты Ян Коллар и Франтишек Ладислав Челаковский (1799—1852). Большое место в их деятельности занимала пропаганда национальной независимости, дружбы и культурного сближения славянских народов.

Ян Коллар выступал как поэт, философ, публицист. В лирико-эпической поэме «Дочь Славы» (1824 г.) он воспевает героическую историю славянства и его выдающихся деятелей — Гуса, Жижку, Минина, Пожарского, Костюшко.

Обращение к фольклору и последовательная программа культурного сближения чехов с другими славянскими народами стояли в центре творчества Челаковского. Циклы его стихотворений «Эхо русских песен» (1829 г.) и «Эхо чешских песен» (1839 г.), а также его трехтомное собрание «Славянских народных песен» (1822—1827 гг.) сыграли важную роль в становлении и развитии чешской национальной литературы.

Писатель-просветитель Вацлав Климент Клицпера (1792—1859) своими многочисленными историко-легендарными драмами, веселыми, полными народного юмора комедиями и сатирическими пьесами заложил основы национальной драматургии. Наибольшую популярность получили его пьесы «Адриан из Рима», «Волшебная шляпа», «Каждому по заслугам».

Йозеф Каэтан Тыл (1808—1856) — крупнейший драматург и прозаик, всю свою жизнь посвятил борьбе за подлинно народное, национальное искусство. Народность Тыла проявлялась в умении раскрывать внутренний духовный мир людей, стоящих на самой «низкой» ступени социальной лестницы, в описании их высоких моральных качеств. Тыл видел не только национальное угнетение народа, но в лучших своих произведениях сумел отразить социальное неравенство чешского общества, с гневом утверждая, что источником обогащения имущих классов является ограбление народа (рассказы «Старый шарманщик», 1845 г.; «Будь честен — не пропадешь», 1846 г.; «Вор», 1849 г.). Многосторонний писатель, теоретик и практик театра, он оставил после себя около 25 пьес. Лучшие из них: историческая драма «Ян Гус» (1848 г.), пьеса-сказка «Волынщик из Стракониц» (1847 г.) и социальная драма «Кутногорские рудокопы» (1847 г.). Тылу также принадлежит идея постройки здания Национального театра на средства народа; оно было воздвигнуто уже после его смерти.

Карел Гавличек-Боровский (1821—1856) — писатель, критик, публицист, подвергся ссылке за свою публицистическую деятельность и участие в революции 1848 г. Большую известность приобрела его сатирическая поэма Крещение Св. Владимира», над которой он работал с 1841 г. до последних лет жизни. Важную роль в развитии чешской литературы сыграли переводы Гавличеком произведений Гоголя.

Изображению жизни простых людей посвящены произведения Божены Немцовой (1820—1862). Ее литературная деятельность также была тесно связана с деятельностью общественной. Круг интересов Б. Немцовой был очень широким. Так, она принимала участие в переводе «Коммунистического манифеста» на чешский язык. В своих произведениях писательница поднимает вопрос об активной роли женщины в общественной жизни. Выступая против обывательских взглядов, Немцова призывает женщин занять место наравне с мужчинами в творческом труде. Самым крупным и самым ярким ее произведением является роман «Бабушка» (1855 г.). Немцова с большой поэтической силой создала образ простой чешской женщины, воспела природу, празднества, сказания родного народа.

 

Чешская живопись

«Патриотическое общество друзей искусства», а в 1799 г. — Академия художеств. Для живописи этого периода наиболее характерен повышенный интерес к изображению родной природы, национальной истории и быта. В области исторической живописи и портрета успешно работал Антонин Махек (1775—1832), создавший серию патриотических литографий «История чешского народа в картинах» и реалистические портреты своих современников. Пейзажист Антонин Манес (1784—1843) написал эмоциональные, полные любви к родной природе картины «Градчаны», «Пейзаж с пахарем» и др.

Идеи народности получили выражение в творчестве Иозефа Манеса (1820—1871). Его работы разнообразны: портреты, пейзажи, жанровые сцены, цикл рисунков «Музыка». Значительным творением Манеса были двенадцать медальонов для украшения астрономических часов Пражской ратуши, сооруженной в XVI в. Медальоны изображают двенадцать месяцев, олицетворенных в крестьянских работах. Здесь представлен идеал здорового, прекрасного человека из народа, занятого радостным трудом.

Выдающимся живописцем 60-х годов XIX в. был также Карел Пуркине (1834—1868). Для его портретов, натюрмортов и жанровых композиций характерны особая материальность и вещественность. В лучшей своей картине «Кузнец Ех» Пуркине создал образ сильного и мужественного человека, желающего собственными руками строить жизнь.

 

Чешская музыка. Смётана

В музыкальном творчестве национально-освободительные идеи сказалась в освоении богатств народного эпоса. В 1825 г. Франтишеком Шкроупом (1801—1862) создается первая чешская опера «Дротарь», построенная на интонациях чешской песни. Демократические и патриотические настроения нашли свое проявление в песне «Где моя родина», написанной Шкроупом к драме Тыла «Фидловачка» и ставшей впоследствии чешским национальным гимном.

—1884) воплотил в своем творчестве лучшие черты духовной культуры чешского народа: свободолюбие, оптимизм, верность национальным традициям. Творчество Сметаны, начиная с его крупных оперных и симфонических произведений и кончая миниатюрными танцевальными пьесами для фортепиано, органически связано с народным искусством. Его героико-патриотические оперы («Бранденбуржцы в Чехии», «Далибор», «Либуше»), воссоздавшие на сцене образы славного легендарного и исторического прошлого чешского народа, призывали чехов к борьбе за национальное освобождение.

Комическая опера Сметаны «Проданная невеста» привлекает сочным народным юмором, живым и правдивым изображением народного быта. Цикл симфонических поэм «Моя родина» посвящен картинам природы и героическим образам чешских легенд.

 

Венгерская литература

Подъем национально-освободительного движения в Венгрии нашел свое яркое проявление в борьбе за признание венгерского языка официальным языком и за обновление литературы. Эту борьбу активно вели деятели национальной культуры первых двух десятилетий XIX в. во главе с поэтом, критиком и публицистом Ференцем Казинци. Поэты Д. Бержени и Ф. Кельчеи были прежде всего гражданскими лириками Крупнейший драматург Венгрии И. Катона (1792—1830) обратился к историко-патриотической драме. Его пьеса «Банк-бан» (1820 г.), поставленная на сцене лишь в 1833 г., после смерти автора, воссоздала широкую картину борьбы за национальное и социальное освобождение Венгрии.

Большое значение имел в этот период «бродячий театр», совмещавший драматический и музыкальный жанры. Руководящие актеры этого театра Р. Дерине, К. Медьери, Ш. Сентпетери получили в народе почетное прозвание «апостолов родного языка».

—30-е годы XIX в. отмечены развитием венгерского романтизма. Вождем новой литературы выступил поэт и драматург Михай Верешмарти (1800—1855). В своих стихах, в поэме «Бегство Залана» (1825 г.), в пьесах «Чонгор и Тюнде» (1831 г.), «Изгнанники» и других он обратился к героическому прошлому венгерского народа как к воодушевляющему примеру борьбы за независимость и свободу в настоящем. В стихотворении «Призыв» Верешмарти открыто провозглашал идею единения народа в предстоящих революционных битвах.

Незадолго до революции 1848 г. расцвел талант Шандора Петёфи (1823—1849) наиболее полно и глубоко отразившего в своем творчестве поэтический гений венгерского народа. Несмотря на свой короткий жизненный путь, Петёфи поднял венгерскую литературу на исключительную высоту, обогатив почти все ее жанры и виды. В любовной и гражданской лирике, в драме («Тигр и гиена»), в романе («Веревка палача»), в своей публицистике Петёфи выражал настроения и чаяния широких народных масс накануне и в годы венгерской революции. Он был одним из руководителей революции и погиб на поле битвы за венгерскую и, как он ее назвал в одном из своих предсмертных стихотворений, «всемирную» свободу. В творчестве Петёфи, так же как и Мицкевича, переплетались романтические и реалистические тенденции, хотя в последний период своей жизни венгерский поэт уже шел к разработке реалистической, революционно-демократической эстетики.

—1849 гг. нанесло тяжелый удар венгерской литературе. Настроения эпохи глубоко передал поэт и драматург Имре Мадач (1823— 1864), завоевавший мировую известность своей философской драмой «Трагедия человека» (1862 г.), в которой выразились свойственные ему противоречия: призыв к борьбе и трагическое неведение путей и целей борьбы. Изображая историю человечества в религиозно-библейском обрамлении, Мадач в наиболее сильных сценах трагедии дал разящую критику буржуазного общества.

Поэт Я. Арань, писатели Г. Чики, М. Йокаи, К. Миксат в поэмах, романах, повестях и пьесах продолжали демократические традиции венгерской литературы.

 

Изобразительные искусства и архитектура Венгрии

стиле. Крупнейшим архитектором этого времени был Михай Поллак (1773—1855), построивший здание сейма (уничтожено в 1849 г.) и здание Национального музея (1837—1844 гг.), являющееся вершиной венгерской архитектуры XIX в. Широко была развита церковная архитектура, представленная прежде всего Эстергомским собором (архитектор и. Хилд). Позднее, по мере развития в Венгрии капиталистических отношений, все прочнее утверждается в венгерской архитектуре эклектический стиль, нашедший свое выражение в' строительстве общественных зданий — Парламента, Оперы, Национальной галереи.

Скульптура этого периода переживает начальную стадию развития и носит еще подражательный характер. Наиболее типичным ее произведением является фигура «Пастушки», выполненная в 1822 г. И. Ференци (1792—1856) согласно чисто классицистическим канонам.

Венгерская живопись, развивавшаяся в тесной связи с прогрессивной литературой, стояла ближе к жизни демократических слоев общества. В эпоху реформ (30—40-е годы) расцветает портретное искусство М. Барабаша, создавшего портреты выдающихся венгерских революционеров — Кошута, Петёфи, а также портрет Листа и ряд женских портретов. Романтическую струю в живопись ввел художник В. Мадарас, выразивший уже в своей первой известной картине «Похороны Ласло Хунияди» страстный протест против иноземного гнета.

В конце 60 — начале 70-х годов созревает большой реалистический талант живописца Михая Мункачи (1844—1900), избравшего главным объектом изображения тяжелую судьбу простых людей из народа. В 1870 г. Мункачи выставил в Париже свою картину «Камера смертника», положившую начало его мировой известности. Вместе с Л. Паалом — автором картины «Лесная дорога», пейзажистами Г. Месели — автором «Рыбачьего хутора» и П. Мерше-Синнеи, прославившимся картиной «Пикник», Михай Мункачи выводит живопись на первое место в венгерском реалистическом искусстве второй половины XIX в.

Венгерская музыка. Лист

—1893), автор опер на темы из истории национально-освободительного движения. Лучшая его опера «Банк-бан» принадлежит к венгерской музыкальной классике.

Всемирное значение получила творческая и исполнительская деятельность Ференца Листа (1811—1886), гениального композитора и пианиста. Покинув родину в ранней юности, он сохранял с ней связь в течение всей своей жизни. Лист очень много концертировал во всех странах Европы, видя в этом путь не к личной славе, а к музыкальному просвещению слушателей. Для этой цели он создал много фортепианных переложений симфонических и вокальных произведений разных авторов. Среди оригинальных фортепианных произведений Листа особенно видное место занимают «Венгерские рапсодии», цикл программных пьес «Годы странствий», навеянных впечатлениями от поездок по Италии и Швейцарии, соната си-минор.

Лист очень ярко проявил себя в области программной симфонической музыки. Наиболее значительны его симфонические поэмы «Прелюды», «Тассо», «Мазепа», «Венгрия». Также программны две симфонии Листа («Фауст» и «Данте»).

Лист был весьма прогрессивным музыкально-общественным деятелем. Живя в Веймаре, он объединил вокруг себя передовую немецкую музыкальную молодежь, а затем организовал Всеобщий германский музыкальный союз. Он поддерживал новые и яркие музыкальные явления в различных странах, в частности горячо приветствовал творчество русских композиторов Мусоргского, Балакирева, Бородина.

 

Литература и искусство балканских народов

«История славяне-болгарская» (1762 г.), в которой прозвучал страстный призыв к национальному возрождению.

В первые десятилетия XIX в. болгарская литература и искусство борются за переход от синкретизма к художественности. К 30-м годам возникают стихотворные и прозаические диалоги, пронизанные идеями Просвещения. Найден Геров и Петко Славейков — авторы лирических стихов и поэм закладывают основы новой болгарской поэзии. Значительным произведением художественной литературы явилась сентиментально-романтическая баллада Н. Герова «Стоян и Рада», написанная в 1845 г.

60—70-е годы XIX в. были временем нового подъема национально-освободительного движения. Главную тему литературы составляет национально-освободительная борьба. Многие болгарские писатели жили в эмиграции — в России, Сербии и Румынии. Первые произведения любовной лирики, а также поэзии, наполненной думами об освобождении родины, верой в помощь со стороны России и социальными мотивами, принадлежат Петко Славепкову (1827—1895). Лучшие из его стихотворений — «Канун», «Вербная неделя», «Капризный свет». Развитие болгарской прозы связано с именем Басила Друмева (1841—1901). В повести «Несчастная семья» он правдиво показал судьбу семьи, гибнущей от рук янычар. Создатель революционной болгарской поэзии Георгий Стоиков Раковский (1821 —1867) воспел в поэме «Лесной путник» борьбу гайдуков против турецкого ига.

Под воздействием русской демократической культуры происходило формирование творчества Любека Каравелова и Христо Ботева. Писатель-реалист, певец свободы, Каравелов создал около 30 повестей и рассказов («Воевода», «Дончо», «Мученик», «Маменькин сынок» и др.). Каравелов ввел в литературу современную тематику, положил начало развитию критического реализма в Болгарии, утвердил в болгарской прозе образ революционера, борца. Пламенный проповедник революции, вождь болгарского революционного движения Христо Ботев (1848—-1876) был крупнейшим поэтом своего времени. Главный герой его поэзии — борец за свободу. В стихотворении «На прощанье» Ботев прославляет революционную борьбу и видит только в ней путь к освобождению народа. В поэме «Гайдуки» он создает образ народного мстителя, а в стихотворении «Хаджи Димитр» утверждает идею бессмертия героя, погибшего за свободу.

Влияние передовой русской культуры отразилось и в живописи Болгарин. Николай Павлович (1835—1894) обращался к исторической тематике, стремясь пробудить своими произведениями национальные чувства болгар и напомнить о былом величии Болгарии. Таковы его картины «Переход Аспаруха через Дунай», «Крещение Преславского двора», а также живописные композиции и литографии на темы русского писателя Вельтмана «Раина—княгиня Болгарская». С. Досиевский (псевдоним 3. Дмитрова, 1826—1876), окончивший Академию художеств в Петербурге, писал портреты и пейзажи, стилистически близкие к русской реалистической школе живописи.

—Рильский монастырь был в 1834—1837 гг. заново восстановлен после пожара народными мастерами — зодчими Миленко (из села Блатещница), Рильцем (из села Рила), Павлом (из села Кримин) и др. В создании ансамбля Рильского монастыря нашли отражение высокий художественный вкус и традиции народного строительного мастерства болгар. В середине XIX в. начинает развиваться гражданское строительство. Появляются большие каменные постройки складов, торговых помещений, здания школ. Среди них выделяется здание Габровского училища, выполненное по образцу Ришельевского лицея в Одессе. В эти же годы построены искусным народным мастером Николаем Фичевым мост через реку Янтру в Бяла и крытый мост в Ловече.

У других славянских народов Балканского полуострова подъем национально-освободительного движения также вызвал к жизни литературу и искусство патриотической и демократической направленности. Видный деятель сербского Возрождения фольклорист и филолог Вук Караджич (1787—1864) явился основоположником сербской национальной литературы, опирающейся на живой народный язык. Выдающиеся последователи Караджича — поэт-черногорец П. Негош (1811 — 1851) в поэме «Горный Венец» и драматург Иован Попович (1806 — 1856) в драме на историческую тему «Милош Обилич», в комедиях («Обман на обмане» и др.) призывали к национальному объединению, обличали пороки современного им общества.

В живописи Сербии в начале XIX в. господствовали классицистические тенденции, наиболее полно выразившиеся в творчестве художников А. Теодоровича и П. Джурковича.

о просветительских интересах первых деятелей румынского Возрождения — Б. Деляну, Е. Вакареску, Аристиа, Э. Радулеску и других.

В творчестве многих румынских писателей и художников обнаруживались элементы романтизма, но ведущей тенденцией был реализм.

—1890) начал свой литературный путь как романтик и фольклорист; вскоре он примкнул к реалистической литературе. Его пьесы («Камень в доме», «Кирица в Яссах»), поэмы и рассказы заложили основу сатирического направления в румынском искусстве, обличавшего «чудовищную коалицию» румынского боярства и буржуазии. Ион Крянгэ (1837—1889), выражал в песнях, поэмах и сказках мысли и настроения молдавского крестьянства, задавленного боярским ярмом.

Наиболее значительный архитектор этого времени Минку тяготеет к использованию народных архитектурных форм. Живописец Г. Татареску — последователь классицизма, хотя в его творчестве весьма заметны и реалистические тенденции.